Наш край

История Донбасса. Сталино и литературное движение Донбасса начала 30-х гг. ХХ века



В ноябре 1933 г. в Сталино прошёл Первый Вседонецкий съезд писателей и литкружковцев. Как сообщал журнал “Литературный Донбасс” за апрель-май 1934 г., с этого времени литературное движение в Донбассе вышло на новый уровень. Отмечается, что возникло два ведущих центра движения – города Сталино и Луганск.
До вседонецкого съезда писателей и литкружковцев 1933 г. в Сталино работало несколько литературных кружков. Самые известные из них – заводской во Дворце культуры им. Ленина, в Центральном доме угольщиков на Рутченково и при клубе им. Шевченко. Большинство молодых литкружковцев представляло себе творчество в тесной связи с литературной организацией “Молодняк”. В 1931 – 1932 гг. в Сталинском районе насчитывалось около десятка молодняковских кружков.
Главным их недостатком было то, что молодые авторы больше проводили мероприятия, чем писали и учились, поэтому особого творческого роста у них не наблюдалось. А ведь были безусловно одарённые авторы – П. Шадур, Н. Рудь и др.
После съезда всё изменилось. Областной комитет Союза советских писателей Донбасса обеспечил рост новых кадров, пришедших в литературу недавно. Журнал “Литературный Донбасс” обзавёлся новым руководством, которое с успехом продвигало молодых писателей и поэтов. О росте отдельных молодых писателей лучше всего сказали их новые книги, выпущенные в связи с подготовкой к Первому Всесоюзному и Первому Всеукраинскому съездам советских писателей. Одни за другими выходили новые книги, например, сборники стихов Костя Герасименко “Дружба”, “Зріст”, роман А. Фарбера “Полдень мира”, роман “Утверждение” В. Торина, “Отвага” Ю. Черкасского, “Год в “Кочегарке” П. Беспощадного, рассказы П. Северова и др.
После областного съезда недочёты в подготовке молодёжи начали исправляться. Обкомом писателей при редакции журнала “Литературный Донбасс” создана литгруппа, при которой скрупулёзно прорабатывались творчество основных её членов, например А. Фарбера и К. Герасименко. Эта литературная группа держала тесную творческую связь со Сталинским госдрамтеатром, помогала ему в работе, участвовала в совместных театральных диспутах.
В феврале 1934 г. в городе Сталино облпрофсоветом и обкомом писателей был создан кабинет рабочего автора. В основу его работы было положено методическое руководство литературными кружками, консультация произведений, помощь молодым писателям Донбасса и сбор материалов о работе литературных кружков. За четыре месяца с декабря 1933 г. по март 1934 г. включительно кабинет получил 238 рукописей. Каждое присылаемое произведение проходило литконсультацию. По воспоминаниям литературного консультанта, украинского писателя Фёдора Кириченко, заведовал кабинетом Василий Сакуненко, а руководство по линии Сталинского филиала советских писателей осуществлял Пётр Чебалин.
Кабинет рабочего автора смог привлечь к своей работе квалифицированных писателей, которые с радостью передавали молодым свой богатый опыт. Очень часто поделиться опытом приезжали писатели из Москвы, Харькова и Киева. Как пишет в своих мемуарах журналист и литературный критик М. Зорин, в 1933-1935 гг. Сталино посетили такие маститые писатели, как Исаак Бабель, Юрий Олеша, Николай Москвин, Яков Шведов, Дмитрий Мирский, Сергей Обрадович, Кирилл Левин, Иван Касаткин, Ярослав Смеляков, Вилли Бредель, Алексей Селивановский, Иван Кириленко, Николай Нагнибеда, Иван Жига, Пантелеймон Романов и др. При кабинете постоянно работали секции поэзии и прозы, которыми руководили писатели П. Северов, Ю. Черкасский, К. Герасименко и др. Значительная помощь была оказана начинающим авторам – Шадуру, Фролову, Котову, Рудю, Автономову, Андрековичу, Святогиру, Михайлову, Гомбергу, Линецкому, Ергану, Симховичу, Трилисскому, Горко и др. Кабинет подготовил книгу стихов рабочего поэта завода “Союзкокс” Едока.
В марте 1934 г. обком писателей совместно с кабинетом рабочего автора провели вседонецкую радио-перекличку, в которой участвовали авторы из Сталино, Горловки, Луганска, Макеевки, Рыково. В конце марта в Сталино прошло совещание татарских писателей Донбасса. В апреле 1934 г. состоялся областной семинар руководителей литературных кружков.
22-23 апреля 1934 г. областной комитет писателей провёл в Сталино поэтическое совещание, а 20-21 мая – прозаическое. В сентябре 1934 г. в Сталино состоялось собрание партийного актива Донбасса, на котором с докладом “Первый Всесоюзный съезд писателей и наши задания” выступил глава правления союза писателей Украины И. Кулик.
В 1935 г. на областном семинаре руководителей литкружков при кабинете рабочего автора встал вопрос организации курсов, на которых можно было бы давать задания, учить планированию работы, готовить к печати материалы. Такие курсы были организованы в марте 1935 г. На них были прочитаны циклы лекций по истории российской и украинской литературы, из практики работы кружков. Семинарские занятия на них проводили П. Северов, Ю. Черкасский, П.Чебалин. Во время работы курсов проводились литературные вечера, на которых выступали участники курсов и писатели Донбасса.
В декабре 1935 г. в Сталино, в клубе им. Балицкого, состоялся Вседонецкий слёт литкружковцев, на который приехали дорогие и званные гости – московские, ленинградские и киевские писатели Д. Мирский, И. Бабель, Ю. Олеша, А. Селивановский, А. Авдеенко, Н. Ушаков, Б. Коваленко и даже австрийский писатель Брюгель – участник боёв на баррикадах Австрии 1934 г. Был проведен интереснейший литературный вечер и, конечно же, литконсультации. Молодые авторы смогли задать маститым писателям все интересующие их вопросы. “Со слёта литкружковцы разъехались с огромной эмоциональной зарядкой, обогащённые творческим опытом. До поздней ночи в трамваях и железнодорожных вагонах продолжались дебаты, по вопросам, поднятым на слёте”, – писала газета “Соц. Донбасс”.
Литературное движение в Донбассе было сродни стахановскому движению, а город Сталино был настоящим его центром.
1. Литдвижение в Донбассе // Литературный Донбасс. – 1934. – №3/4. – С.214-217.
2. Кириченко Ф. Сторінка минулого: з історії літературного Донбасу / Ф. Кириченко // Донбас. – 1962. – №4. – С. 152-153.
3. Зорин М. Всегда на кончике луча // Зорин М. Лампе моей не гаснуть. – Рига: Лиесма, 1976. – С.282 – 284.
4. Слёт литкружковцев Донбасса // Соц. Донбасс. – 1935. – 4 дек.
5. В.Уг. На Вседонецком съезде литкружковцев / В. Уг. // Соц. Донбасс. – 1935. – 5 дек.

История Донбасса. Сталино и литературное движение Донбасса начала 30-х гг. ХХ века

 

Елена Згинник

 

In November 1933 the First All Donets congress of writers and literary circles took place in Stalino. As “Literary Donbass” magazine reported in April-May 1934, from that time the literary movement in Donbass reached a new level. It is noted that two leading centers of the movement emerged – the cities of Stalino and Lugansk.
There were several literary circles in Stalino until the All Donets congress of writers and literary circles in 1933. The most famous of them – the factory one in the Palace of Culture. Lenin, in the Central House of coal miners in Rutchenkovo and in the club named after Shevchenko. Shevchenko. Most of the young literary circles imagined creativity in close connection with the literary organization “Molodnyak”. In 1931 – 1932 there were about a dozen Molodnyakov circles in Stalin district.
Their main disadvantage was that young authors were more likely to hold events than to write and study, so they did not show much creative growth. But there were certainly gifted authors – P. Shadur, N. Rud and others.
After the congress, everything changed. The regional committee of the Union of Soviet Writers of Donbas ensured the growth of new personnel who had recently arrived in the literature. The magazine “Literary Donbass” got a new management, which successfully promoted young writers and poets. The growth of individual young writers was best told by their new books, published in preparation for the First All-Union and First All-Ukrainian Congresses of Soviet Writers. One after another, new books were published, such as Kostya Gerasimenko’s poetry collections “Druzhba” and “Zrist”, A. Farber’s novel “Midday of the World”, V. Torin’s novel “Approval”, Yu. Cherkassky’s “Courage”, P. Besposhchadny’s “Year in the Kochegarka”, stories by P. Severov and others.
After the regional congress, the deficiencies in the training of young people began to be corrected. The writers’ committee of the magazine “Literary Donbass” established a literary group which carefully studied the works of its main members such as A. Farber and K. Gerasimenko. This literary group kept close creative ties with the Stalin State Drama Theater, helped it in its work, and participated in joint theatrical debates.
In February 1934, the Regional Trade Union Council and Writers’ Committee created an office of worker’s author in the city of Stalino. Its work was based on the methodical guidance of literary circles, consultation of works, assistance to young writers of Donbass and collection of materials about the work of literary circles. During the four months from December, 1933 till March, 1934 inclusive the office received 238 manuscripts. Every work sent in was subjected to a literary consultation. According to the recollections of the literary consultant, the Ukrainian writer Fyodor Kirichenko, Vasyl Sakunenko was the head of the office, and Pyotr Chebalin was in charge of the direction of the Stalin branch of Soviet writers.
The office of the working author was able to attract qualified writers to its work, who were happy to pass on their rich experience to the young. Writers from Moscow, Kharkov, and Kiev came very often to share their experience. As journalist and literary critic M. Zorin writes in his memoirs, in 1933-1935. Stalino was visited by such venerable writers as Isaac Babel, Yuri Olesha, Nikolai Moskvin, Yakov Shvedov, Dmitry Mirsky, Sergei Obradovich, Kirill Levin, Ivan Kasatkin, Yaroslav Smelyakov, Willi Bredel, Alexei Selivanovsky, Ivan Kirilenko, Nikolai Nagnibeda, Ivan Zhiga, Panteleimon Romanov and others. Under the office constantly worked sections of poetry and prose, which were led by writers P. Severov, Y. Cherkassky, K. Gerasimenko and others. Considerable help was given to beginning authors – Shadur, Frolov, Kotov, Rudy, Avtonomov, Andrekovich, Svyatogir, Mikhailov, Gomberg, Linetsky, Ergan, Simkhovich, Trilisky, Gorko, etc. The Cabinet prepared a book of poems by the working poet of the “Soyuzkoks” plant Edok.
In March 1934, the Regional Writers’ Committee in cooperation with the cabinet of the worker’s author held an all-Donetsk radio roll call, which was attended by authors from Stalino, Gorlovka, Lugansk, Makeyevka and Rykovo. At the end of March there was a meeting of Tatar writers of Donbass in Stalino. In April, 1934 there was a regional seminar of the leaders of literary circles.
On April, 22-23, 1934 the regional Writers’ Committee had a poetic meeting in Stalino, and on May, 20-21 – prose meeting. In September 1934 a meeting of party activists of Donbas was held in Stalino, where I. Kulik, the head of the Union of Writers of Ukraine, made a report “The First All-Union Writers’ Congress and our tasks”.

In 1935, at the regional seminar of the heads of literary circles at the office of the working author, the question arose of organizing courses at which one could give assignments, teach how to plan work, prepare materials for printing. Such courses were organized in March, 1935. There were read a cycle of lectures on the history of the Russian and Ukrainian literature, from the practice of the circles. The seminars were conducted by P. Severov, J. Cherkasskiy, P. Chebalin. These courses were marked by literary evenings, attended by both the participants and the writers from Donbas.
In December 1935 in Stalino, in the club im. In December 1935, in Stalino, at the club named after Balitsky, the All-Donetsk meeting of literary circles took place, which was attended by dear and invited guests – Moscow, Leningrad and Kiev writers D. Mirsky, I. Babel, Y. Olesha, A. Selivanovsky, A. Avdeyenko, N. Ushakov, B. Kovalenko and even an Austrian writer Bruegel, a participant of the Austrian barricades in 1934. Young authors were able to ask the veteran writers all their questions. “From the gathering of literary circles parted with a huge emotional charge, enriched with creative experience. Debates on the issues raised at the rally continued until late at night in the streetcars and railroad cars,” the newspaper “Sots. Donbass” wrote.

The literary movement in Donbass was akin to the Stakhanov movement, and the city of Stalino was its true center.



Оригинал

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»