Со 2 по 21 июня 1939 года в летнем театре города Сталино прошли гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. В преддверие события, газета «Соц. Донбасс» опубликовала статью выдающегося украинского театрального деятеля Гната Юры «Театр имени Ивана Франка», повествующую об истории культурного учреждения, неразрывно связанного с угольным краем.

Гнат Юра вспоминает, что в 1923 году именно после поездки в Донбасс произошло фактическое признание театра ведущим республиканским коллективом. Более подробное описание этих необычных гастролей сохранилось в его мемуарах «Моя жизнь» (1987). Полгода театр путешествовал по Донбассу! Часто актерам приходилось ночевать на полу, идти пешком по 15-20 км от шахты к шахте, от завода к заводу. Но дело стоило таких жертв. Эта поездка была замечательным событием для рабочих, и настоящим триумфом для франковцев!

В 1923 году театр был переведен на постоянную работу в столицу Украины Харьков, а в 1925 году открыл свой первый стационарный филиал в Донбассе – Дондерждраму. Этот театр проделал большую и полезную культурную работу среди шахтеров Донбасса. В нем шли почти все спектакли, поставленные франковцами на основной сцене. «Режиссура их чаще всего принадлежала лучшим постановщикам театра им. И.Франко, в спектаклях филиала принимали участие самые популярные актеры театра во главе с Гнатом Юрой», — сообщается в книге «История советского драматического театра». Из первых актеров Дондерждрамы 1925-1926 года известны Екатерина Осмяловская и Лесь Липковский.

Особенно знаменательной для франковцев стала и поездка в Сталино в 1939 году. В книге «Моя жизнь» Гнат Юра вспоминает, какое сильнейшее впечатление произвел на него город. Не только индустриальная мощь Сталино, но и его культура. Ему вспомнилась старая Юзовка, в которой они начинали свою работу, старые спектакли, их художественный уровень и реакция зрителей. Все это в корне отличалось от увиденного в 1939 году. «Приехав в Сталино, мы застали там еще гастроли МХАТа, и нужно было видеть, как сталинцы воспринимали ажурную работу этого лучшего театра нашей Родины: глубоко и вдумчиво, с пониманием каждого тончайшего оттенка той или иной сцены». В 1939 году франковцы показали в нашем городе спектакли «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Последние» М. Горького, «Поэтова доля» С. Голованивского, «Суета» и «Безталанна» И. Тобилевича. Зритель увидел ведущих актеров театра – Гната Юру, А.И. Борисоглебскую, Ю.В. Шумского, А.М.Ватулю, В.Б.Вильнер, А.М.Бучму, Н.М.Ужвий.

Рекомендуем прочесть:  Назад в будущее. 20 сентября 2014 г. Фестиваль кузнечного мастерства

В газете «Соц. Донбасс» были опубликованы беседы с ведущими деятелями театра. А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о том, как она, молодая харьковская народная учительница, в 1887 году переехала в Славянск и приняла участие в любительском драматическом кружке. Первой ее ролью была роль Одарки в «Сватанні на Гончарівці».

Н.М.Ужвий рассказала, что она в Донбассе впервые, но дружба с нашим зрителем завязалась у нее еще со времени участия в фильме по роману А.Авдеенко «Я люблю» (1936).
Восторженно и тепло восприняли спектакли франковцев зрители. Но не обошлось и без критики. Гнат Юра в мемуарах вспоминает о встрече с научной интеллигенцией города, на которой один доцент, бывший коногон, выступил с глубоким анализом всей работы театра: «И сколько правдивых замечаний, которых мы не могли услышать от нашей квалифицированной критики, было в его речи! Для такого зрителя надо серьезно и основательно готовиться! К счастью, в этот раз франковцы выдержали экзамен!».

Впрочем, «квалифицированные критики» тоже не дремлют. Так, В. Дроздов и Г. Залкиндер в заметке о спектакле «Богдан Хмельницкий» пишут: «Актерский наигрыш чувствуется у некоторых исполнителей, в частности у Яковченко (дьяк Гаврила), Юра-Юрского (Лубенко). В романтически приподнятом и, вместе с тем, глубоко реалистическом спектакле диссонансом звучит мелодраматический эпизод – смерть Варвары… Пьеса, правдиво запечатлевшая историю, переполнена уж очень современными оборотами речи».

Критики обращают внимание, что при наличии прекрасных исполнителей, не чувствуется крепкого актерского ансамбля. В конце авторы статьи выражают сожаление, что театр не привез в Сталино один из лучших своих спектаклей – «Ревизор» Гоголя. В рецензии на спектакль «Последние» В. Дроздова и А. Фарбера критикуется игра артиста О.Т. Романенко, исполнителя роли Леща и Ю.Г. Бантыша, исполнителя роли Александра. Снова подчеркивается, что не видно сплоченного актерского ансамбля.

Рекомендуем прочесть:  Международный день солидарности людей. 20 декабря 2014 г. Донецк. ДНР

19 июня в клубе им. Дзержинского состоялась встреча руководителей драматических кружков города Сталино с артистами театра им. И. Франко. В ней приняли участие народная артистка УССР А.И. Борисоглебская, заслуженный деятель искусств Ю. В. Шумский, режиссер Н.Г. Ерецкий и заведующий учебной частью театра П.Т. Сергиенко.

По окончании гастролей А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о своей работе на театральных подмостках в старой Юзовке. Эти воспоминания опубликованы в газете «Соц. Донбасс» под заголовком «Чудесные преобразования» 22 июня 1939 г.: «Это было полвека тому назад. Мы, группа участников славянского любительского драмкружка, приехали в Юзовку дать несколько спектаклей. От станции Ясиноватая мы добирались до местечка пешком, т.к. других способов передвижения тогда не было. Чем ближе мы приближались к Юзовке, тем больше приходили в недоумение: «да где же мы будем играть, для кого?»». С этим вопросом артисты обратились к провожатому. Тот ответил, что домов у них действительно мало, а людей много, только все они живут в землянках и на свет божий не выходят без надобности. Посещение одной из таких землянок поразило артистов до глубины души: «и это жилище рабочих!» Провожатый попросил артистов громко не возмущаться, потому что полицейский, зорко следящий за ними, вправе отменить спектакли.

Побывали артисты и в шахте. «Глазам нашим при свете фонаря представился огромный подвал, в котором лежал черный от угольной пыли человек. Он прокладывал фитили для взрыва. Увидя нас, он крикнул нашему провожатому: «Поднимай их. Кончаю проводку»». Находиться в это время в шахте было очень опасно. Картины ужасного прошлого Юзовки врезались в память великой артистки.

В 1930 году она с труппой театра им. Франко снова побывала в городе. Это был новый город, строящийся очень быстрыми темпами. И, наконец, в 1939 году она была поражена чудесным преобразованиям в знакомых местах. За такой короткий срок такие огромные перемены! Артисты живут в прекрасно оборудованной гостинице «Донбасс», рядом строится один из красивейших в стране театров, новая библиотека, огромный кинотеатр, вдали виднеется студенческий городок! Город расцветает на глазах!

Рекомендуем прочесть:  Ботанический сад - Новости

Артисты уехали из Сталино довольными и окрылёнными на новые творческие дерзания

По материалам газеты «Соц. Донбасс», июнь 1939 г.

О гастролях театра в 1930 г. — Коваленко Я. Літній сезон київських театрів: Там, де видобувають вугілля / Я.Коваленко // Радянське мистецтво. — 1930. — №17-18. Фото из ЭБ «Культура України»

Юра Г.П. Моє життя: спогади, статті. — К.: Мистецтво, 1987. — 183 с.

История Донбасса. Гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. 1939 г.
История Донбасса. Гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. 1939 г.
История Донбасса. Гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. 1939 г.
История Донбасса. Гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. 1939 г.
История Донбасса. Гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. 1939 г.

Елена Згинник

Оригинал

Поделиться еще в других соцсетях