Как продвигали кино в Сталино

На помощь рабочим в ликвидации угольного прорыва и в борьбе за новый механизированный Донбасс в конце 1920-х — начале 1930-х гг. были призваны советские культурные организации. Особая роль отводилась кино. В городе Сталино были организованы киноредакция и кинолаборатория Украинфильма, развернулась деятельность кинообщественных организаций. Начали возникать ячейки Общества друзей советского фото и кино (ОДСФК). Они появлялись на шахтах и в клубах, были слабыми и разрозненными, зачастую оторванными от центрального управления.

Поддержать работу местных кинообщественных организаций, проконтролировать общее состояние киноработы в Сталино и Сталинском районе и познакомиться с деятельностью новорганизованных киноредакции и кинолаборатории Украинфильма приехала в апреле 1931 года бригада художественно-политического совета Киевской кинофабрики в составе трёх специалистов — Клименко, Лившица и Савчука.

Картина им открылась не радужная. Сталинская городская организация ОДСФК освобождённого работника не имела, низовые центры очень редко видели представителей городского правления. Многие ячейки ОДСФК существовали только на бумаге. Центр ОДСФК на шахте «Ветка» образовался ещё в 1929 году, но вскоре распался, и только теперь, после приезда кинобригады обещал начать работу. Во Дворце культуры им. Ленина уже 6 месяцев как члены ОДСФК разошлись, а на шахте Бутовка шесть месяцев товарищи не знали, что делать. Так же точно дела обстояли и в других центрах Сталинского района.

Фото-кружки хотя и работали, но вовсе не находились под влиянием ОДСФК, существовали без технической и методологической помощи от фотоателье Украинфильма. Зачастую они не знали о том, что и как делают другие фотокружки.

Ещё хуже, по мнению бригады, дело обстояло с показом фильмов. На протяжении 6 дней кинотеатр «Новый» демонстрировал «никчемный» советский немой чёрно-белый фильм «Два-бульди-два» (1929 г.). Это была история о цирковых артистах, действие которой происходило в период гражданской войны. Бригада обнаружила в этом фильме «резковыраженные мещанские тенденции». Кинотеатр «Новый» дал 42 сеанса, охватив 19 тыс. зрителей и выручил 11300 руб.

Рекомендуем прочесть:  История Донбасса

Между тем прекрасный культурфильм (кинематографический фильм учебно-просветительного содержания) «Путешествие на Север» в этом кинотеатре продержался только один день. Прошло только шесть сеансов (дневных и вечерних). При этом было охвачено 830 зрителей и наторговано мизерных 312 рублей.

У бригады не было сомнений в том, что распределение благ было бы совсем противоположным, если бы только местная кинообщественность организовала кинозрителя, регулируя нужным способом процесс посещения кинотеатров рабочими.
И вообще культурфильм не в большом почёте был в Сталино. Так, например, городской кинотеатр «Новый», который в феврале 1931 года дал 40% сеансов заграничных фильмов, вместе с тем не включил в свой репертуар в этом месяце ни одного культурфильма.

Подобная картина наблюдалась и в шахтных клубах. Завклубами Ветки, Бутовки, Петровки настойчиво требовали зарубежные боевики. В то же время они хитрили и назначали разные собрания в зрительном зале в те дни, когда должен был демонстрироваться культурфильм, чтобы его не демонстрировать, потому что… занят зал. Так случилось на Ветке.

А на Бутовке был вообще вопиющий случай. На афише советской короткометражной комедии «Труп де-юре»(1930 г.) о злоключениях бюрократа и волокитчика Василия Томпакова, оказавшегося по справке покойником, была сделана пометка, что в главной роли играет известный киноактёр Гари Лойд!

Бригада задалась извечным русским вопросом: что делать?Она подготовила для Сталинской газеты «Молодой рабочий» киностраничку, где отобразила работу Украинфильма и ОДСФК в ликвидации угольного прорыва.А заодно предложила Центральному управлению ОДСФК, Украинфильму и кинообщественности Киева прийти на помощь Сталино.
Нужно было обеспечить Сталинскую организацию ОДСФК освобождённым работником, назначить во Вседонецкий отдел инструктора культработы, обеспечить ячейки ОДСФК и худполитсоветов кинотеатров подручной кинолитературой и использовать фотоателье Украинфильма для учебной работы фотокружков. Было ли это сделано, история пока умалчивает.

Рекомендуем прочесть:  Места силы: Памятники природы «Пещера №1» и «Пещера №2»

История Донбасса

Елена Згинник

Оригинал

Поделиться еще в других соцсетях