В XVIII веке во Франции в искусстве зарождается стиль «рококо», известный своим стремлением отхода из реальности в мир сентиментально-чувственных и лирических настроений, мимолетных душевных движений. Этот стиль имел ориентацию на аристократических заказчиков и воплотил в себе галантность и беззаботность. Идеалы светского общества этой эпохи можно было выразить принципом «после нас – хоть потоп»: каждый день был ярким праздником, жизнь – театром, а всё вокруг – лишь манерной игрой.

15 октября 1745 года в Париже родился художник Жан-Батист Юэ. Его творческая семья (дедушка был «золотых дел мастером», дядя и отец – художниками-анималистами) повлияла на выбор будущей профессии — Жану-Батисту только и оставалось, что пойти по стопам родственников и взять в руки кисти и краски. Первое образование он получил у своего отца, затем обучался у известного художника-анималиста Шарля Дагомера и гравёров Жана-Батиста Лепренса и Жиля Демарто.
Находясь под влиянием творчества Франсуа Буше, яркого представителя стиля рококо, Юэ писал картины на пасторальные сюжеты (главными героями которых выступали беззаботные пастухи и пастушки), а также сцены охоты и натюрморты, создавал орнаменты, книжные виньетки и иллюстрации, выполнял картоны для шпалер и рисунки для тканей. В 24 года художника приняли в Парижскую Королевскую Академию живописи и скульптуры; его полотна неоднократно экспонировались на выставках Салона.

В фондах Донецкого республиканского художественного музея хранится картина Жана-Батиста Юэ «Пейзаж с фигурами. Менуэт». Молодые дамы и их кавалеры наслаждаются отдыхом на лоне природы: сидят на траве, играют на музыкальных инструментах и танцуют старинный народный французский танец – менуэт, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах (с фр. «pas menus»). Вдали у деревьев расположились ещё несколько компаний, а в правой части картины художник изобразил обязательную для XVIII века пасторальную сцену с пастухом и пастушкой, пасущими скот. Используя гармоничный колорит, Юэ скромно, без излишних эффектов, передаёт ландшафт окрестностей Парижа, запечатлевая деревья с раскидистыми кронами, бескрайний горизонт и высокое небо.

Рекомендуем прочесть:  Ботанический сад - Новости. Золотая осень в Донецком ботаническом саду!

Автор текста: Черникова Анастасия, старший научный сотрудник, куратор коллекции западноевропейского искусства Донецкого республиканского художественного музея.

Художественный музей, г. Донецк