Первая сотня лет в истории современного Донецка, прошла под острым вопросом нехватки жилья. Большие предприятия требовали больших масс рабочих, но заботиться о расселении этих рабочих владельцы предприятий не спешили.

В результате — скученность, антисанитария и «прекрасные» поселки, застроенные халабудами различной степени пригодности для жилья. Причем, в начальный советский период положение еще больше усугубилось.

Обычным делом была ситуация, когда человек, переночевав на коксовых батареях, теплотрассе или теплой шлаковой горе, отправлялся с утра на работу, а потом еще и вел насыщенную социальную деятельность.

К средине 1920-х годов игнорировать жилищную проблему стало уж как-то совсем неудобно. На одном Сталинском металлургическом заводе накопилось более 3,5 тысяч заявлений с просьбой предоставить хоть какое-то жилье. Пришлось правлению треста «Югсталь» озаботиться этим вопросом всерьез.

В результате в бывшей Юзовке, только-только сменившей имя, появились ряд поселков, главный среди которых Стандарт.

Стандарт, в современном представлении – это часть Ленинского района к юго-западу от ул. Куйбышева, между Ленинским проспектом и ул. Ионова. Хотя, замышлялось все намного масштабнее и Дворец Труда (современный Центр Славянской культуры), должен был находиться в центре будущего поселка. Под застройку пошла территория, хоть и примыкавшая к Юзовке, но не принадлежавшая Новороссийскому обществу. Большая часть поселка расположена на бывших землях помещиков Нестеровых.

Кстати, Стандарт – это не оригинальное название. По-первой поселок называли Новая колония, или Новый поселок. А «Стандарт» — это название строительной организации получившей подряд на работы. Но к 1927 году уже вполне официально поселок именовали Колония Стандарт.

На фотографиях: 1)Закладка фундамента первого дома на Стандарте (Журнал «Огонёк» №30 за 1925-й год)
2) Результат проделанной за три года работы (Журнал «Забой» №3 за 1928 год).

Рекомендуем прочесть:  Фотолетопись. Донецк. Улица Артема. 70-е годы


Фотолетопись. Посёлок Стандарт

The first hundred years in the history of modern Donetsk, passed under the acute issue of housing shortage. Large enterprises required large masses of workers, but the owners of the enterprises did not hurry to take care of the resettlement of these workers.

As a result, there was overcrowding, unsanitary conditions, and «beautiful» villages with halabudas of varying degrees of suitability for habitation. Moreover, in the early Soviet period the situation became even worse.

It was commonplace that a person, having spent the night on a coke oven battery, heating mains or a warm slag mountain, would go to work in the morning and then also engage in intense social activities.

By the mid-1920s, it had become quite inconvenient to ignore the housing problem. The Stalin Metallurgical Plant alone accumulated over 3.5 thousand applications for at least some kind of housing. The board of the Yugstal trust had to take this issue seriously.

As a result, in the former Yuzovka, which had just changed its name, a number of settlements appeared, chief among them the Standard.

Standard, in today’s view — is part of the Leninsky district to the south-west of the street Kuibyshev, between Leninsky Prospekt and st. Although, everything was conceived much larger scale and the Palace of Labor (modern Slavic Culture Center), was supposed to be in the center of the future settlement. An area adjacent to Yuzovka, but not owned by Novorossiysk community, was to be developed. Most of the settlement is located on the former landowners Nesterovs land.

By the way, the Standard is not the original name. At first, the settlement was called the New Colony, or New Settlement. And «Standard» was the name of the construction company that received the contract for the work. But by 1927 the settlement was already quite officially called Colony Standard.

Рекомендуем прочесть:  Фотолетопись. Доброполье. 1960 г.

On the photos: 1) The laying of the foundation of the first house on the Standard (magazine «Ogonyok» #30 of 1925)
2) The result of the work done in three years (magazine «Zaboy» #3 of 1928).

 

Оригинал